«Ушли с RetailCRM, но лучшей системы так и не нашли»: кейс TO BODY

Поняли, что для fashion-бизнеса это самый подходящий вариант
16.10.2025                                                                                    Время чтения: 15 минут
Кейс TO BODY
TO BODY — российский бренд оверсайз-одежды. С 2020 года компания прошла путь от странички в Instagram* до собственного производства, интернет-магазина и двух шоурумов в Москве и Санкт-Петербурге.

Сейчас бренд продолжает расти: в Москве готовится к открытию новый магазин, в Санкт-Петербурге к шоуруму добавился корнер в ТРЦ «Галерея», а весной TO BODY появится в Екатеринбурге. Также в ближайших планах — запуск продаж на Lamoda.

Компания внедрила RetailCRM почти на старте проекта. Поначалу всё нравилось, но из-за одной ошибки сотрудничество прекратили. Почему решили вернуться и как теперь идут дела в компании — читайте в кейсе.
«Что для обычного человека проблема, для блогера — контент»
Основатель компании — Александр Муратаев, профессиональный иллюзионист и спортсмен, автор YouTube канала о предпринимательстве. В своих видео он с нуля проходит путь бизнесмена, делится инсайтами о развитии бренда и проверяет разные бизнес-идеи в поисках оптимального решения.

Идея создать бизнес пришла Александру весной 2020 года. Вариантов было много: от продажи мармелада до агентства недвижимости. В итоге остановились на товаре, который всегда востребован и не испортится со временем. Так появился бренд одежды TO BODY.
«Сейчас смешно смотрится то, как всё было в 2020 году. Да, трудностей было много. Но мы об этом снимали шоу — и в тот год было что снимать. Как говорит один блогер: “Что для обычного человека проблема, для блогера — контент”».
Александр Муратаев
Александр Муратаев
Владелец TO BODY
На старте бизнес столкнулся с проблемами:

1. Поиск качественной ткани. Поначалу было сложно подобрать ткань и наладить работу с поставщиками. В итоге материал стали закупать в Турции через компанию в Москве — чтобы контролировать поставки и исключить брак.

2. Создание сайта. Сайт начали создавать в 2020 году, пробовали разные CMS, но везде что-то не получалось. Только весной 2023 года сделали окончательную версию сайта на Тильде.

3. Общение с клиентами. Не удавалось выстроить работу отдела продаж, не было регламента общения с покупателями. Время на ответ не оговаривалось, поэтому клиентам приходилось ждать. Иногда их сообщения и вовсе оставались без ответа.

4. Учёт клиентов, товаров и продаж. Для товарного учёта TO BODY подключили МойСклад, но остатки товаров всё равно вели в Excel-таблице. Данные клиентов и напоминания, с кем нужно связаться, записывали вручную в блокнот.
«У нас было 10 табличек, в каждой своя информация, девчонки с ума сходили. Им каждый вечер надо было всё это заполнять. Я и сам вёл своих друзей в Excel».
Александр Муратаев
Александр Муратаев
Владелец TO BODY
Изначально заказы приходили из Instagram*. Но по мере расширения бизнеса подключили ВКонтакте, WhatsApp* и Телеграм. Продвигали магазин в основном через рекламные инструменты Яндекса, влоги на YouTube и сарафанное радио.

С ростом бизнеса отслеживать клиентов в 10 табличках стало сложно. Заявки терялись в потоке сообщений, поэтому Александр принял решение внедрить CRM-систему.
«Сейчас у нас синхронизировано всё»
TO BODY внедрили RetailCRM зимой 2021 года. Сначала настроили систему сами, но через полгода поняли, что не все функции используют правильно. Например, возникла неразбериха с доступами: было непонятно, у кого из сотрудников есть права администратора, а у кого — нет. Из-за этого слетали настройки. Часть задач, таких как «позвонить клиенту», продолжали заносить в блокнот.
«Больше полугода мы работали в RetailCRM, не настроив её со специалистом. Из-за этого многое продолжали делать вручную. Но, с другой стороны, если бы мы обратились сразу, то не выявили всех проблем, которые были у нас в бизнес-процессах».
Александр Муратаев
Александр Муратаев
Владелец TO BODY
В итоге TO BODY обратились за помощью к специалистам RetailCRM. Первым делом, создали группы пользователей и настроили доступы. Это помогло распределить обязанности между сотрудниками и установить контроль за менеджерами. Теперь все действия корректно логируются в системе, и изменить настройки без разрешения нельзя.

Далее, настроили обработку заказов. Данные по продажам, покупателям и товарам теперь собирают в едином окне системы, а не в таблицах. Заказ обрабатывается не более трёх минут. Путь заказа выглядит так:
Путь заказа в TO BODY

  • Обращения в RetailCRM приходят из трёх основных онлайн-каналов: с сайта, социальных сетей и мессенджеров. Клиент оставляет заявку, менеджер связывается с ним в соцсети или мессенджере, уточняет его размер и данные для доставки.

  • Менеджер оформляет заказ. ФИО, электронную почту и номер телефона заносят в базу, и покупателю автоматически присваивается номер в бонусной программе. Остатки товара списываются в системе «МойСклад».

  • Далее менеджер генерирует ссылку на оплату с помощью модуля PayKeeper и отправляет её клиенту — в чат или на электронную почту.

  • Сразу после оплаты автоматически формируется накладная на доставку. К системе подключены модули СДЭК и Почта России. Заказы доставляют по РФ, а также в Беларусь, Эстонию и ещё несколько стран.

  • Затем заказ передают на комплектацию и отправляют клиенту.
RetailCRM в TO BODY
«В 2020 у девочек была куча таблиц в Excel. Всё было сложно и непонятно, инвентаризацию делали с трудом. А теперь у нас всё автоматизировано и синхронизировано: платёжная система, МойСклад, RetailCRM, службы доставки. Это очень удобно и экономит время. Обработка заказа занимает не более трёх минут».
Александр Муратаев
Александр Муратаев
Владелец TO BODY
В RetailCRM менеджеры отслеживают не только онлайн-заказы. Отдельно в систему загружают информацию о продажах в офлайн-шоурумах. Это помогает видеть историю клиента в едином месте и учитывать все его покупки в онлайне и в офлайне.

При покупке в шоуруме у клиента спрашивают имя и номер телефона — чтобы сохранить его в базу и присвоить номер в программе лояльности. Данные заносят в МойСклад, оформляют продажу. Остатки списываются, а заказ автоматически попадает в RetailCRM.
Управляйте заказами, рассылками, оплатой, складами и доставкой
в едином окне RetailCRM
Максимум инструментов на 14 дней
С аналитикой и историей клиента проще принимать решения
Команда TO BODY не только автоматизировала продажи, но и получила прозрачную аналитику. Все данные из RetailCRM выгружаются в Power BI и отображаются в виде наглядных графиков. Это происходит автоматически — через модуль в RetailCRM.

Благодаря интеграции TO BODY быстро понимает, какие источники приносят больше заказов, где выше средний чек и как меняется выручка. Это помогает усиливать прибыльные каналы, планировать акции и оптимизировать маркетинговые расходы.

Помимо аналитики, бренд активно использует обратную связь клиентов для улучшения сервиса. Например, одна клиентка пожаловалась, что со временем штаны выгорели. Менеджер посмотрел всю историю её заказов в RetailCRM и увидел, что она делает покупки уже три года и впервые столкнулась с проблемой.
История заказов в RetailCRM

TO BODY выяснил причину жалобы: ткань обесцветилась после долгого нахождения на солнце. Клиентка купила их ещё до того, как в памятке по уходу появился пункт про прямые солнечные лучи, поэтому ей сделали персональную скидку на следующий заказ. Так история заказов и общения с клиентом помогла бренду быстро разобраться в ситуации и сохранить лояльного покупателя.
Триггеры помогают удерживать клиентов
Сохранять контакт с потенциальными клиентами и удерживать их в магазине помогают специальные статусы заказов, триггеры и задачи. Они вовлекают лидов в воронку касаний.

Например, человек спросил цену за костюм и — пропал. На него создают заказ в статусе «Первое касание». Срабатывает триггер, и менеджеру ставится задача — связаться с этим клиентом на следующий день. Если через день человек ответил, его заказ снова переходит в статус «Первое касание» и движется по своей воронке. Если промолчал, с ним планируют второе касание, уже через неделю.

Таких этапов в системе несколько. Если человек не отвечает даже через месяц, его добавляют в специальный сегмент и периодически отправляют информацию об акциях и новых коллекциях. Триггеры в системе помогают TO BODY не терять клиентов и возвращать их даже спустя время.
RetailCRM в TO BODY

Кроме того, TO BODY подключил CRM-маркетинг и теперь запускает рассылки прямо из RetailCRM, без сторонних сервисов. Например, бренд проводит реактивацию клиентов: если человек не покупает три месяца, ему автоматически приходит письмо со скидкой.
«Менеджер должен создать заказ на каждого клиента, чтобы клиент остался в базе и с ним можно было взаимодействовать. Возможно, это произойдёт через год, но важно не потерять этот контакт. Наши воронки очень круто работают. В RetailCRM много вариаций, благодаря которым можно удерживать клиентов».
Александр Муратаев
Александр Муратаев
Владелец TO BODY
Благодаря Чатам снизили процент возвратов
До внедрения RetailCRM клиент выбирал размер вещи самостоятельно. В 80% случаев он ошибался с размером и возвращал товар.
Решить проблему помог модуль «Чаты». К системе подключили:
  • Онлайн-консультант с сайта;
  • Instagram*;
  • ВКонтакте;
  • WhatsApp*;
  • Телеграм.
«Онлайн-консультант у нас тоже очень круто заработал. Как оказалось, многим людям намного легче написать в чат на сайте, чем в Instagram* или во ВКонтакте».
Александр Муратаев
Александр Муратаев
Владелец TO BODY

Теперь менеджеры принимают заказы из соцсетей, отправляют ссылки на оплату в мессенджеры и отвечают на вопросы покупателей в переписке. Консультации помогают клиентам разобраться в размерной сетке, и благодаря этому процент возвратов снизился.
Хаос в переписках? Контролируйте чаты и заказы из мессенджеров и соцсетей в едином окне RetailCRM
Максимум инструментов бесплатно на 14 дней

А чтобы стимулировать клиентов к новым покупкам, TO BODY настроили в RetailCRM программу лояльности. Запустили её летом 2023 года, и к осени того же года в ней уже было зарегистрировано 1 000 участников. За первую покупку на 10 000 рублей на карту возвращается 3%, за 50 000 — 5%, за 150 000 — до 7%. Бонусы доступны 6 месяцев с момента начисления, оплатить ими можно до 99% суммы покупки.

В программе лояльности TO BODY есть цифровая карта для Wallet в iPhone. Она автоматически синхронизируется с RetailCRM: клиент сразу видит баланс бонусов, получает push-уведомления о скидках и напоминания, когда проходит мимо магазина. Так бренд удерживает клиентов, стимулирует повторные покупки и увеличивает продажи.
«Программа лояльности важна для удержания клиентов. Буквально вчера один постоянный клиент интересовался, есть ли у него баллы на карте. То есть человек, который уже купил 24 костюма, волнуется, будет ли у него скидка. Получается, людям это важно и — приятно.

Плюс мы выдаём прозрачные пластиковые карточки с нашим брендом — как дополнительное напоминание о том, что мы есть».
Александр Муратаев
Александр Муратаев
Владелец TO BODY
Все дороги ведут в RetailCRM
В сентябре 2022 года в работе модуля Instagram* случился сбой. Отключилась интеграция, и большая часть клиентской базы исчезла. TO BODY прекратил сотрудничество с RetailCRM и отправился на поиски лучшей системы. Попробовали другие CRM, но пришли к выводу, что их функции не подходят для fashion-сегмента. Например, нет удобной карточки заказа и возможности подключить розницу.
«Как правило, если ты прекращаешь с кем-то работать, ты не возвращаешься уже из принципа. А мы вернулись. Мне кажется, это отличный показатель того, что лучше RetailCRM для продаж одежды ничего нет.

За 2022–2023 мы пробовали разные CRM. Но остановились на RetailCRM, потому что в этом бизнесе никакая другая система не подойдёт. Если вы работаете с товарами, и их много, RetailCRM — лучшая».
Александр Муратаев
Александр Муратаев
Владелец TO BODY
В итоге вернулись к RetailCRM и не пожалели. Именно после возвращения TO BODY запустил программу лояльности, настроил передачу заказов из розницы, интеграцию с Wallet iPhone и подключил CRM-маркетинг.

На данный момент бренд активно растёт. Летом 2025 года продажи увеличились на 30% по сравнению с предыдущим годом, тогда как у многих fashion-компаний наблюдается спад. Средний чек за два года вырос с 10 000 до 15 000 рублей.
«Главная ценность RetailCRM в том, что можно возвращать клиента. Он обратился, ты спросил его дополнительно — например, какой цвет вам нравится — а он не ответил. У тебя ещё 90 клиентов набежало, ты про того забыл. И никогда бы в жизни к нему уже не вернулся, но через сутки тебе всплывает напоминание. Ты пишешь ему снова. Потом через месяц мы настроим на него ретаргет и будем крутить ещё год, пока он что-нибудь не купит. Это крутая штука.

Важно, что в системе всё интуитивно понятно. Когда приходит новый менеджер, ему легко всё объяснить. Разобраться, как работает система, можно за один день».
Александр Муратаев
Александр Муратаев
Владелец TO BODY
Команда TO BODY планирует развивать CRM-маркетинг и активнее использовать автоматизацию. В планах — настройка триггерных сценариев, которые помогают поддерживать постоянный контакт с клиентами: предлагать персональные акции, напоминать о новых коллекциях.

*WhatsApp и Instagram принадлежат компании Meta, чья деятельность признана в России экстремистской.
Вера Чурюкина
Автор RetailCRM
Александр Муратаев
Юлия Давидюк
Олеся Гончарова
Владелец TO BODY
Автор RetailCRM
Шеф-редактор RetailCRM
Елена Карасёва
Редактор RetailCRM
*Деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации запрещена решением суда
Оцените статью
Зарегистрируйтесь
в
и развивайте свой бизнес быстрее
RetailCRM
дней пробный период