ABC и XYZ-анализы стоит проводить, если продаёте несколько видов товара. Но у этих методов есть ограничения.
Например, не отказывайтесь сразу от товаров, которые попали в группу «аутсайдеров». Проанализируйте, почему они оказались в этой категории, и только потом принимайте решение изменить ассортимент.
Так, в группе С могут быть новинки, которые недавно вышли на рынок. И если заняться их продвижением, возможно, они перейдут в другую группу товаров и принесут большую прибыль. Иногда падение продаж связано с текущими обстоятельствами или форс-мажором. Например, в начале пандемии поднялся спрос на некоторые товары, а на другие — упал. Но со временем люди всё равно вернулись к привычному покупательскому поведению.
Также товары из группы С иногда помогают привлекать клиентов в магазин. За этими товарами приходят посетители, которые покупают что-то ещё. Получается, если убрать все товары группы С, не разбираясь, можно потерять некоторых клиентов.
Поэтому для полного ABC- и XYZ-анализа ответьте на вопросы:
— Как товар оказался в этой группе?
— Как давно товар находится в ней?
— Его действительно не выгодно продавать?
— Достаточно ли снизить количество товара на складе или можно просто убрать его из ассортимента?
— Как оптимизировать работу с товарами этой категории, чтобы уменьшить издержки?
— Покупатели интересуются этим товаром?
— Влияет ли он на продажи товаров из других групп?
— Можно ли перевести товар в группу В?
Используйте разные возможности продвижения для каждой группы товаров:
- по результатам анализа оформите главную страницу сайта
- в карточках товаров группы, А предложите подходящие товары из групп В и С
- продавайте сопутствующие товары, предлагая комбинации товаров из разных групп
- если товары группы С долго лежат на складе, предложите приобрести их со скидкой при покупке товаров группы А
- рассказывайте о товарах группы, А в рекламе, email-рассылке, блоге и соцсетях