Маркируемся. Всё, что вы хотели знать о маркировке, но боялись не найти

Что такое маркировка товаров и как автоматизировать работу с маркировкой в RetailCRM
07.10.2021
Маркируемся. Всё, что вы хотели знать о маркировке, но боялись не найти
По данным сайта честныйзнак.рф доля нелегальной продукции, находящейся в обороте лёгкой промышленности России, достигает 35%. Шанс у каждого из нас купить поддельные лекарства — 10%, а подделку Chanel № 5 — 20%. Маркировка поможет избежать покупку подделок и предотвратит их продажу.

Маркировка — это уникальный код, который наносится на товар производителями

Маркировка позволяет отследить движение конкретного товара от производителя к потребителю. С помощью кода маркировки товаров можно проверить легальность продукции. Это помогает бороться с подделками.

С 1 июня 2021 года под маркировку попала некоторая молочная продукция. Например, мороженое и сыры. С декабря 2021 года начнут маркировать минеральную воду, а весной 2022 года — упакованную питьевую воду, велосипеды и велосипедные рамы. Аптеки и медицинские организации тоже попали под обязательную маркировку товаров.

Ещё в экспериментальную группу включены другие товары. Например, БАДы, антисептики, пиво и слабоалкогольные напитки. Но они пока на этапе тестирования.

Требования по обязательной маркировке товаров распространяются независимо от того, кто вы: производитель, дистрибьютор, занимаетесь оптовой или розничной торговлей.

Если продавец проигнорирует правила обязательной маркировки, он получит штраф, а товар конфискуют. Хранение и перевозка без маркировки — тоже нарушение. А если стоимость товаров без кодов больше 1,5 млн рублей, могут завести уголовное дело.

Следить за маркировкой товаров можно на сайте честныйзнак.рф
Санкции за нарушение маркировки
За продажу, перевозку и производство немаркированного товара грозит штраф до 10 тысяч рублей для ИП, от 50 до 300 тысяч — для юрлица

Как выглядит маркировка товара

На каждом товаре, который попадает под обязательную маркировку, есть код Data Matrix. Это двумерный штрих-код, который кодирует информацию о товаре и производителе.
Маркировка товара


Под кодом Data Matrix есть код маркировки товара. Он состоит из:

  • кода GTIN (Global Trade Item Number). Это код идентификации. Он помогает определить, к какой категории относится товар
  • индивидуального серийного номера. Он генерируется системой и защищает от подделок
  • кода проверки. Он подсказывает системе, какой товар промаркировали
Промаркированный товар на коробке
Так выглядит промаркированный товар на коробке

Что делать с непромаркированными остатками на складах

Если у вас есть немаркированные остатки на складах, промаркируйте их самостоятельно.

Как это сделать:

  • оформите усиленную электронную подпись (УЭКП). Без неё вы не сможете пройти регистрацию. Если УЭКП уже есть, используйте её
  • подключите онлайн-кассу, если у вас её нет. Она подскажет, какой товар вы продаёте: маркированный или нет. Проверьте, чтобы формат фискальных документов (ФФД) был 1.2
  • зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК». При регистрации укажите, кто вы: магазин, дистрибьютор, оптовик, импортёр или производитель. Введите в полях название фирмы, email, ИНН, объём товарооборота и телефон
  • после регистрации перейдите в личный кабинет и заключите договор с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Перед маркировкой проверьте остатки на складах, чтобы узнать сколько нужно кодов.

Чтобы получить коды, в личном кабинете укажите количество остатков и характеристики товаров. Система пришлёт вам коды в pdf-формате. Распечатайте их и нанесите на товар. Если маркируете комплект, соберите его из нужных товаров и закажите один код.

Распечатать код можно на принтере для этикеток или на обычном. Главное, чтобы принтер поддерживал прямую печать PDF или кода Data Matrix и не преобразовывал их в изображение.

Код маркировки наносится дважды: один на коробку, второй на товар. В обороте маркированный товар появится, когда вы промаркируете все остатки и оповестите систему «Честный ЗНАК». Производитель, смена собственника, продажа, возврат — о продукции можно будет узнать всё.

После продажи выведите промаркированный товар из оборота. Чтобы это сделать, добавьте код маркировки в закрывающий чек. Интернет-магазины могут погашать коды вручную через личный кабинет «Честного ЗНАКА». Главное — успеть погасить коды в течение трёх дней после того, как клиент получил товар. Если клиент вернёт товар, снова введите его в оборот вручную.

Как автоматизировать работу с маркировкой в RetailCRM

В RetailCRM можно работать с маркировкой. Для этого перейдите в настройки системы, затем в раздел «Товары» и активируйте опцию «Работать с маркированными товарами». Убедитесь, что у вас в системе заведено как минимум одно юридическое лицо из России.
Работа с маркированными товарами в RetailCRM


В карточке товара появится чекбокс. С его помощью можно отметить товар и все его торговые предложения как подлежащие обязательной маркировке.
Чекбокс с товарами для обсуждения


В RetailCRM можно массово активировать метки маркировки. Для этого выделите нужные вам товары и укажите, подлежат они маркировке или нет. Это можно сделать вручную или передать в ICML-каталоге.

В заказе может быть один или несколько товаров, которые подлежат маркировке. Они могут быть из разных товарных групп. В RetailCRM можно добавить код маркировки на любом этапе работы с заказом.
Количество промаркированных товаров


Если используете интеграции, например, со службой оплаты или доставки, занесите код в заказ до того, как обменяетесь информацией с сервисом. Иначе коды не передадутся.

Когда вы добавите маркированный товар в заказ, в блоке «Состав заказа» появится дополнительная кнопка с pop-up окном. В окно впишите код маркировки: поставьте курсор в нужное поле и с помощью 2D-сканера считайте код Data Matrix с товара.
Код маркировки в карточке товара


После того, как всё промаркировали, кнопка «Маркировка товаров» подсветится зелёным цветом.
Промаркированные товары
Цифры на кнопке обозначают количество промаркированных товаров и тех, которые подлежат обязательной маркировке
Из RetailCRM можно также передавать информацию о продаже в «Честный ЗНАК». Есть два способа, как это сделать:

  1. Настроить интеграцию с АТОЛ Онлайн или ЮKassa. Коды маркировки будут передаваться автоматически при формировании закрывающего чека. Например, в ЮKassa коды маркировки отправляются сразу, как только создаётся платёж.
  2. Загрузить в систему «Честный ЗНАК» вручную. Для этого сначала выгрузите отчёт по отгруженным промаркированным товарам из RetailCRM и вручную загрузите их в систему «Честный ЗНАК». Делайте это раз в три дня.

Если загружаете информацию вручную, можно посмотреть отчёт по отгрузке маркированных товаров. Для этого зайдите в раздел «Аналитика» → «Товары» → «Отчёты по продажам». Здесь вы увидите отчёт «Отгрузка маркированных товаров».

В этом отчёте будет список всей продукции с признаком «Подлежим маркировке», которую отгрузили в службу доставки за всё время.

Как магазину передать отчёт по маркированным товарам

Если продаёте дистанционно, то можно погашать коды маркировки в течение трёх дней после отгрузки транспортной компанией. Сделать это можно в личном кабинете «Честный ЗНАК».

Для этого сформируйте отчёт «Отгрузка маркированных товаров» для загрузки из RetailCRM. Он находится в «Аналитика» → «Товары» → «Отчёты по продажам» и содержит список всех товаров с признаком «Подлежит маркировке» из заказов, которые отгрузили в службу доставки за указанный период.

В этом разделе можно выгрузить список кодов маркировки и товаров, которые отгрузили в указанные даты, и передать отчёт в «Честный ЗНАК». Доступ к отчёту возможен, если включена настройка «Работать с маркированными товарами» и у пользователя есть необходимые права.

Отчёт покажет все товары из заказов, которые отгрузили в службу доставки непромаркированными. Посмотреть такой отчёт можно за любой период.

Закрепим

1. Маркировка — это уникальный код, который наносится на товар производителем. Код нужен, чтобы защитить покупателя от контрафакта.

Маркировка затрагивает многие товары. Например, обувь, табак, лекарства, молочную продукцию, упакованную воду. Список для обязательной маркировки будет только расти.

Некоторые товары сейчас находятся на этапе тестирования.

2. Если проигнорировать маркировку, можно остаться без товара и получить штрафы за нарушение правил продажи. Для юридических лиц штрафы достигают 300 тысяч рублей. ИП грозит штраф до 10 000 рублей.

3. Если у вас есть немаркированные остатки на складах, их нужно промаркировать. Для этого:


4. В RetailCRM можно автоматизировать работу с маркированными товарами. Подробную инструкцию о том, как работать с маркировкой в связке с RetailCRM читайте здесь.
Марина Михайлова
Автор
Оцените статью
Зарегистрируйтесь
в
и развивайте свой бизнес быстрее
RetailCRM
дней пробный период